Ситуация:
Гр. С. на протяжении 20 лет работала на предприятии, которое в ходе приватизации в 1991 году было преобразовано из коммунального предприятия «М» в ЗАО «М», при этом гр.С. вошла в число учредителей (сдала свой «ваучер»), однако сертификат акций, как и остальные акционеры, не получила.
В 1992 году руководители цеха, в котором работала гр.С., предложили работникам цеха создать ООО «Б», для чего желающим было предложено внести взносы в уставной фонд. Несколько работников согласились внести деньги в уставной фонд и ООО «Б» было зарегистрировано. Гр. С. в число учредителей ООО «Б» не вошла, т.к. не пожелала вносить денежные средства в уставной фонд.
После этого руководство ООО «Б» обратилось к ЗАО «М» с просьбой передать им на баланс имущество цеха ( помещение, оборудование, инвентарь). На основании приказа генерального директора ЗАО «М» все имущество цеха по разделительному балансу было передано в ООО «Б», при этом никакие изменения в устав ЗАО «М» не вносились, никакие договора между ЗАО и ООО не заключались. Все сотрудники цеха были уволены с работы в ЗАО «М» в связи с переводом на работу в ООО «Б».
Через три года гр. С. уволилась из ООО «Б» и поступила на работу на предприятие «М». К этому моменту предприятие именовалось уже Коллективное предприятие «М», при этом в уставе КП «М» отсутствовали сведения о том, что оно является правопреемником ЗАО «М» и дата регистрации КП «М» совпадала с датой регистрации ЗАО «М» .
В 2008 году собственники КП «М» продали свои доли новому собственнику, который продал всю недвижимость предприятия и принял решение о ликвидации КП «М».
Гр-ке С. руководство КП «М» отказало в выдаче сертификата, подтверждающего ее право на долю в собственности предприятия. Отказ объяснили тем, что все, что причиталось на ее долю в имуществе предприятия, передано в ООО «Б» по разделительному балансу.
Трудовому коллективу было предложено написать заявления о расторжении трудовых договоров по соглашению сторон, при этом лицам, написавшим такие заявления, новый собственник компенсировал все материальные потери, связанные с отсутствием выплат, предусмотренных в случае сокращения работника в связи с ликвидацией предприятия.
Гр. С. , которой на этот момент исполнилось 52 года, отказалась писать такое заявление, т.к. в случае увольнения в связи ликвидацией предприятия она, по ее мнению, получала право на досрочную пенсию в 53 с половиной года.
В отношении гр.С. 15.09.08г. был издан приказ о предстоящем сокращении в связи с ликвидацией предприятия. Ей также было объявлено, что на работу ей выходить не надо, т.к. помещение, в котором она работала, уже продано, и что через два месяца ей необходимо прийти за трудовой книжкой и расчетными.
Через месяц после издания приказа о предстоящем сокращении в ее адрес почтой пришла трудовая книжка с препроводительным письмом, в котором директор КП «М» сообщала, что она уволилась с должности и что идет процедура банкротства КП «М», в связи с чем она передала печать предприятия арбитражному управляющему и не может внести запись об увольнении гр. С., которое должно произойти через месяц.
По окончании срока, предусмотренного приказом о предстоящем увольнении, гр.С. пришла в головной офис КП «М», однако не нашла там ни руководства предприятия, ни арбитражного управляющего.
Обратившись за помощью в прокуратуру, гр.С. узнала, кто назначен арбитражным управляющим КП «М» и обратилась к нему с просьбой внести запись об увольнении по ст. 40 п.1 КЗоТ.
Арбитражный управляющий 12.12.08г. внес запись об увольнении гр.С в связи с ликвидацией предприятия ( п.1ст.40 КЗоТ), а в качестве основания для увольнения указал не № и дату приказа об увольнении, а дату вынесения хозяйственным судом постановления о признании КП «М» банкротом и назначении его арбитражным управляющим – 18.11.08г. Под записью он поставил свою подпись без указания должности и на подпись поставил печать не КП «М», а предприятия, в штате которого, очевидно, состоял сам.
В Центре занятости, куда гр.С. обратилась с просьбой поставить ее на учет, ей разъяснили, что не смогут выплачивать ей причитающуюся сокращенным работникам среднюю заработную плату, т.к.:
- в трудовой книжке на записи об увольнении в связи с ликвидацией предприятия стоит печать не КП «М», а другого предприятия. Сведений о том, что она принималась на работу на это предприятие, в трудовой книжке нет. Данные о должности лица, подписавшегося под записью, в трудовой книжке отсутствуют;
- отсутствует номер и дата приказа об увольнении, поэтому неизвестна дата увольнения ;
- в качестве основания для увольнения указано «Постановление хоз. суда Донецкой обл. 18.11.08г.», хотя в компетенцию хозяйственного суда не входит увольнение сотрудников ликвидируемого предприятия.
В пенсионном фонде, куда гр.С. обратилась за консультацией по поводу расчета размера причитающейся ей пенсии, ей разъяснили, что не смогут учесть при начислении пенсии ее заработок за годы работы в КП «М», т.к. запись об увольнении сделана неправильно и невозможно установить , с какого предприятия она на самом деле уволилась и какой период времени она на этом предприятии работала.
В настоящее время КП «М» уже ликвидировано, его печать уничтожена.
Прокурор подал в интересах гр. С. иск к бывшему директору КП «М» и арбитражному управляющему, в котором требует обязать последних восстановить нарушенные права гр.С., «обязав ответчиков внести в трудовую книжку гр.С. запись об увольнении ее по п.1 ст.40 КЗоТ Украины».
ВОПРОСЫ:
Какие нарушения допущены директором КП «М» и арбитражным управляющим КП «М» при увольнении гр.С. и можно ли восстановить нарушенные права гр.С. способом, изложенным в иске прокурора? Может ли быть исполнено решение суда в случае удовлетворения иска прокурора? Если да, то какой должна быть запись в трудовой книжке гр.С. и какой документ должен быть указан в качестве основания для увольнения?
Каким еще способом можно восстановить нарушенные трудовые права гр.С.?
Правомерно ли гр-ке С. отказали в получении сертификата на долю в имуществе КП «М» и, следовательно, в праве продать свою долю? Если нет, существует ли способ восстановить ее нарушенное право?
Я - женщина творческая, хочу - творю, хочу - вытворяю.